Размер шрифта: А А А
Цвет сайта:
Изображения: Вкл. Выкл.
министерство труда и социальной защиты населения ставропольского края Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
355045, г. Ставрополь, ул. Пирогова, д.34/4
Терапия воспоминаниями – технология социально-психологического сопровождения пожилых людей, позволяющая им осознать и осмыслить значимость собственной жизни. Клиент вспоминает и описывает жизненные события в индивидуальной беседе со специалистом или в группе.
Воспоминания о прошлом — своем детстве, учебе, любимых уроках и педагогах, школьных и прочих историях прошлых лет — позволяют пожилым людям оценить по достоинству свой жизненный опыт, осознать собственный накопленный в течение жизни багаж знаний. Эта процедура положительно сказывается на успешности адаптации пенсионеров по возрасту к изменяющимся условиям их жизни, а также помогает специалисту увидеть реальные нужды и запросы обслуживаемых людей.
Воспоминания крайне важны в поздней жизни. Через них пожилые люди могут пересмотреть, переоценить и, возможно, принять свою жизнь. Воспоминания могут проводиться индивидуально или в группе и необязательно включать в себя весь жизненный цикл; они могут ограничиваться, например, конкретным периодом, событием или темой.
Цели – не обязательно терапевтические, воспоминания выполняют различные личностные, социальные и культурные функции.
Содержание не обязательно должно быть структурированным или систематизированным. В процессе воспоминаний могут принимать участие супруги, партнеры, другие люди. Основная идея терапии воспоминаниями — прикосновение человека к своему прошлому само по себе, даже без его глубинного психологического анализа, без глубинного исследования внутренней жизни, может дать весьма сильный психотерапевтический эффект и способствовать возникновению стойкого позитивного мироощущения.
Технология представляет собой ресурсный метод помощи пожилым людям, помогающий им пересмотреть, переоценить и принять свою жизнь. Она состоит из разных видов работы с воспоминаниями пожилых людей, позволяющих проводить коррекцию личной картины пожилого человека, коррекцию межличностных отношений, формировать позитивное мировоззрение; показывающих, как можно использовать знания о прошлом человека для обогащения его жизни в настоящем и как его прошлое определяет его настоящее и продолжает влиять на него.
Цель: адаптация пожилых людей к изменяющимся условиям жизни; формирование толерантного отношения к старости и индивидуальной жизненной мотивации.
Задачи:
Занятия проводятся в формате групповой работы. Группы могут быть открытыми и закрытыми (в ситуации, когда пропуск одного занятия влечет за собой проблемы в понимании задач последующих занятий). Группы формируются на основании результатов психологического тестирования пожилых людей, а также анализа их личных карт с записями о состоянии здоровья, с учетом возраста, особенностей состояния здоровья, физических возможностей и потребностей и интересов людей пожилого возраста.
Важны психологические особенности потенциальных участников группы:
Наполняемость групп: 6-8 человек. Такая группа, по мнению психологов, является оптимальной, поскольку дает возможность представить разные точки зрения. При большей численности группы пожилые люди, не склонные к самораскрытию, останутся без должного внимания. При меньшем количестве участников нагрузка на пожилых возрастает, что нежелательно.
Периодичность занятий: 1-2 раза в неделю.
Продолжительность: до 1 часа (по желанию участников, а также в ситуации их адекватного самочувствия и хорошей мотивации возможно увеличение продолжительности занятий до 1,5-2 часов).
В связи с быстрой утомляемостью пожилых людей занятия лучше всего проводить в утреннее время и периодически организовывать длительные перерывы.Обязательным моментом является компенсирование возрастных факторов (дополнительное освещение, художественные материалы крупных размеров и т.д.).
Этот вариант кодекса следует обсудить с членами группы, которые в знак признания могут поставить на нем свою подпись. Замечательно, если правила поведения будут красочно оформлены на бумаге и повешены на видном месте в группе.
Первые этапы работы с пожилыми людьми играют исключительную роль, поэтому крайне важно на первых занятиях создать доверительную атмосферу в группе, помочь ее участникам ближе узнать друг друга, раскрыться самим.
При работе с пожилыми людьми необходимо учитывать замедленность их реакций и приспосабливаться к этому: отводить больше времени объяснению заданий и их выполнению. С возрастом происходит сужение поля внимания и усиливается чувствительность к посторонним помехам. Это делает людей более рассеянными при выполнении какой-либо деятельности и предполагает хорошую звукоизоляцию помещения (если занятие проходит в помещении), чтобы не создавать поводов для различных отвлечений от занятия.
Наиболее существенным для пожилых людей является ухудшение памяти. Ослабление запоминания носит приспособительный характер, приводит к преобладанию логического и систематизированного усвоения над механическим запоминанием. Поэтому следует большее внимание уделять подаче материала, дать возможность записать участникам группы все необходимое или записать для них самим, а также время от времени возвращаться к уже пройденному материалу для лучшего запоминания.
Важным моментом при работе с пожилыми людьми может стать создание ритуалов, то есть повторение из занятия в занятие одних и тех же процедур. Ритуал поможет настроиться пожилому человеку на занятие, активизировать, мобилизовать психические процессы (внимание, память, мышление), а также поможет справляться с проблемой забывания. Ритуалы могут придумываться как самим ведущим, так и участниками группы.
Традиционным (ритуальным) может стать определенный музыкальный фон, привычная музыкальная тема, звучащая пока собираются участники группы. Музыкальный фон не только поможет настроиться на занятие, но и станет неким позитивным якорем (якорь – стимул, вызывающий определенное психическое состояние) для активизации психических процессов и создаст благоприятную психологическую атмосферу Ритуальной, настраивающей на занятие, может стать и серия дыхательных или физических упражнений или какой-либо аромат.
Упражнение эффективно в групповой работе, но его проведение возможно и в индивидуальном консультировании.
Цель упражнения – помочь человеку подвести уроки прожитого, осознать то важное и ценное, что он уже осуществил.
Инструкция. В течение десяти минут вспоминайте свою жизнь. Начните с самых ранних детских воспоминаний. Вспомните каждое ваше достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться. Откажитесь от любых скромных и снижающих ваши достоинства замечаний (например, «В институте я был первым в группе. Правда, в ней было всего десять человек»). Отбросьте второе предложение и оставьте только первое. Обратите особое внимание на те события, которые без вашего участия приняли бы совсем другой оборот (например, случай, когда вы выступили и защитили вашего товарища по работе или когда вы опоздали на назначенную встречу, потому что помогали потерявшемуся ребенку добраться до дома). И не забудьте поступки, которые кому-то могут показаться легкими, но для вас они были трудны.
Цель упражнения – помочь человеку увидеть те существующие в его жизни источники радости, которые он не замечает, показать, что счастье – это состояние души, и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния.
Инструкция. Составьте список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности,- солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир. Если работа по подведению итогов и нахождению источников радости, счастья в настоящем проведена достаточно тщательно, можно перейти к поиску новых возможностей, новых путей.
Цель упражнения – помочь клиенту «примирить прошлое и настоящее» с помощью драматизации, с использованием приема «мысли вслух» и выявлением ключевых для счастливого события символов
Инструкция. Вспомните, пожалуйста, 2-3 счастливых момента вашей жизни, а также те пространственно-временные рамки, в которых вас «застало» счастье. Вкратце запишите суть дела и опишите те предметы или обстоятельства, которые вам в связи с этим запомнились. Расскажите, что с вами произошло. Давайте попробуем инсценировать это событие
Книги жизненных историй. Такие книги или альбомы для вклеивания вырезок «Что такая твоя жизнь» широко применяются на Западе и в Америке в работе с детьми. Их наполнением могут стать фотографии, документы, письма, личные бумаги, газетные вырезки и другие материалы о человеке, времени или месте, где он жил. Нет стандартов оформления и презентации книг жизненных историй: они могут иметь множество форм. Ф. Гибсон (американский специалист по социальной работе) предлагает использовать в их создании прозрачные файлы, которые в неограниченном количестве можно подкалывать в альбом. История может дополняться, обновляться, она никогда полностью не завершается. Даже после того как человек умирает, он продолжает оставаться частью жизни тех, кто его знал, помнит и включает в свою историю.
Альбом с фотографиями может быть с надписями или без них. Такой альбом хорошо дополняет книгу истории жизни. Обычно фотографии располагаются в хронологическом порядке и по темам.
Семейное древо может стать частью книги истории жизни или использоваться как самостоятельное средство.
Линии времени или линии жизни помогают стимулировать воспоминания и помочь рассказчику и слушателю придерживаться нити в разговоре. Это простые способы отметить главные, ключевые точки и события жизни. Можно делать параллельные линии времени, выделяя главные национальные или международные события, которые помогают рассказать личную историю в общественной перспективе или, наоборот, противопоставить ей.
Коробки памяти включают фотографии, документы, личные вещи. Такие коробки дают огромный потенциал для вовлечения других членов семьи или молодых людей в межпоколенные проекты. Они могут составляться на групповых сессиях, где разговор о содержимом и их значении так же важен, как и оформление. Это могут быть настенные коллажи, мозаика, т.е. визуальная презентация разных аспектов жизни членов группы.
Лайф-ревью (обозрение жизни) как индивидуальная форма работы может возникнуть спонтанно, когда в жизни человека любого возраста происходит кризис, случается какое-то критическое событие, которое ставит его перед проблемой собственной идентичности. В лайф-ревью пожилые люди пересматривают свою жизнь с намерением принять какое-то решение, пересмотреть то, что их тревожит. Лайф-ревью планируется как целенаправленное взаимодействие, с которым согласился пожилой человек. В нем более важны субъективная оценка и интерпретация событий, чем события сами по себе. Лайф-ревью имеет целью помочь человеку прийти в согласие со своей жизнью, поэтому, как правило, затрагивает весь цикл жизни.
Автобиография – вид структурированного лайф-ревью. Эффективность методов работы с воспоминаниями во многом зависят от опыта специалиста, его целей, а также от уровня активности воспоминаний, которые наиболее подходят для достижения намеченного результата. Полезно использовать различные материалы и всевозможные приспособления. Например, рассказ истории может начаться с рассматривания какой-то вещи или фотографии.
В работе с такими техниками как «личная биография», и «обозрение жизни» используется целый ряд техник: разглядывание альбомом с вырезками из газет; посещение знакомых мест; записанные на бумаге, видео- и аудиокассетах автобиографии; альбом с фотографиями; семейное генеалогическое древо и т. д.
Материал подготовила
Оксана Александровна Москаленко психолог ГБУСО «Краевой ЦСОН» г. Ставрополь,
т.72-54-64